"КИА-Спортидж" – самый дорогой среди
отечественных вседорожников и самый дешевый среди импортных. "КИА-Спортидж"
выпускается в Корее с 1991 года. Четыре года спустя его производство
было налажено в Европе фирмой "Карманн". С 1998 года на предприятии
"Автотор" в Калининграде организована "отверточная" сборка пятидверных
обычных "спортиджей", а с недавних пор – и удлиненных "грандов" с бензиновым
мотором или турбодизелем. В паспортах этих автомобилей в графе "страна
производства" значится Россия.
СКОЛЬКО СТОИТ?
На
этот раз мы отошли от заявленных нами ценовых рамок в этой рубрике –
$10 тыс., сделав исключение для самой, как было сказано, дешевой иномарки-вседорожника.
Для знакомства мы взяли обновленный "Спортидж II" по цене $14 470 (минимальная
в Москве – $14 400). За эти деньги предлагают рамный пятидверный вседорожник
с двухлитровым бензиновым шестнадцатиклапанником мощностью 128 л. с.
и механической коробкой передач. В его стандартной комплектации – велюровый
салон, гидроусилитель регулируемого по высоте руля, иммобилайзер, центральный
замок, электроприводы зеркал и стекол, тахометр. И не только. Кондиционер,
аудиоподготовка, электрокорректор фар, очиститель и омыватель заднего
стекла тоже входят в "стандарт". Более полная комплектация с АБС, легкосплавными
колесами, люком и продольными дугами на крыше обойдется тысячи на две
дороже. Модификация с автоматической коробкой передач обычно оснащается
еще двумя фронтальными подушками безопасности, что в сумме дает прибавку
примерно $900. Цены на машины с турбодизелем (83 л. с.) начинаются от
$16 тыс. (но они укомплектованы получше), впрочем, как и на появившийся
в прошлом году удлиненный до 4435 мм "Гранд Спортидж" – от $16,5 тыс.
за бензиновый до $18,6 тыс. за дизельный. Кроме того, если мошна туга,
можно позволить себе "кенгурятник" ($260–620), защиту картера ($210–350),
подножки ($350–560), чехол-футляр на запасное колесо ($290).
ДОРОГА КОНЧИЛАСЬ
Для "Спортиджа" это не беда – к внедорожным
приключениям он готов получше иных "пляжников": прочная рамная конструкция, классическая
неразрезная балка сзади, двойные поперечные рычаги спереди. Причем массивными
нижними рычагами можно крушить без малейшего для них ущерба не только
ледяные торосы, но, похоже, и бетонные надолбы. Готовясь к серьезным
испытаниям, лучше заменить пластиковые грязезащитные щиты, закрывающие
снизу большую часть автомобиля, на стальные. Что хорошо – защита образует
абсолютно ровную плоскость без каких-либо выступающих элементов. Стальным
листом прикрыт и металлический бензобак. А вот хромированный "обвес",
придающий облику машины сходство с новогодней елкой, лишь ухудшает геометрическую
проходимость.
Перейти с заднего привода на полный и обратно можно без остановки на
скорости до 60 км/ч (передние ступицы автоматические). Передний мост
подключается жестко без дифференциала, поэтому использовать его допустимо
лишь на покрытии с ограниченными сцепными свойствами, при этом надо
помнить о существенном ухудшении управляемости автомобиля. В тяжелом
грунте, скажем, в рыхлом песке или грязи, незаменима пониженная передача
в раздаточной коробке, удваивающая крутящий момент (передаточное число
1,98). В общем, "Спортидж" – вполне серьезный вседорожник, которому
можно попенять лишь отсутствием межколесных блокировок.
"СПОРТИДЖ" В ГОРОДЕ
Городская эксплуатация выявила у "Спортиджа"
больше достоинств, чем недостатков. Как и другие вседорожники, он оснащен весьма массивными
колесами и мощной подвеской, что разрешает не слишком осторожничать
на разного рода колдобинах и трамвайных путях. Высокая посадка обеспечивает
прекрасный обзор поверх крыш легковушек и возможность лучше прогнозировать
ситуацию впереди. Отличают же его от большинства громоздких собратьев
по классу небольшие габариты и короткий покатый капот – можно уверенно
лавировать в плотном потоке. Плюс к этому хорошая динамика при скромном
для бензинового "джипа" расходе топлива (см. таблицу). К недостаткам
же отнесем скупое внутреннее зеркало, сектор обзора которого наполовину
перекрывают пара задних подголовников и запасное колесо между ними,
да еще невозможность постоянно использовать полный привод, скажем, на
гололеде или в снежной каше. Кстати, о зиме – детали кузова защищены
цинкрометаллическим покрытием.
"СПОРТИДЖ" НА
ШОССЕ
Жесткая подвеска заставляет кузов пустой
машины точно повторять профиль дороги. Из-за этого высоко сидящий водитель
испытывает на кочках не только ощутимые вертикальные перегрузки, но
еще продольные и поперечные. Однако будем корректны – многие короткобазные
трехдверники "козлят" куда сильнее. К тому же порожняком вдаль, как
правило, не ездят, а с увеличением нагрузки плавность хода заметно улучшается.
Стотридцатисильный мотор с ровной характеристикой неплохо тянет снизу,
не заставляя лишний раз переключаться при обгонах, и позволяет легко
поддерживать высокую крейсерскую скорость. Одно только: при 90 км/ч
появляется аэродинамический шум в районе передних стоек.
"СПОРТИДЖ" СЛОМАЛСЯ
Владельцы КИА в России могут чувствовать
себя почти европейцами – те же три года общей гарантии при пробеге за
этот срок не более 60 тыс. км (против 100 тыс. км, скажем, в Германии).
Цены на запчасти умеренные и примерно соответствуют недорогим иномаркам.
Сервисные центры есть во многих крупных городах, но вне их с запчастями
могут возникнуть трудности. В то же время "Спортидж" довольно распространен
на рынке подержанных иномарок, соответственно есть и предложения "бэушных"
запчастей.
"СПОРТИДЖ" ДЛЯ
ЛЮДЕЙ...
По длине-ширине салона "Спортидж" чуть
превосходит малолитражки класса "девятки-десятки" при существенно большей
высоте – спереди над головой остается еще около 120 мм! – так что четыре
человека размещаются здесь вполне комфортно. Втроем сзади тесно – крайним
придется развернуть плечи, хотя голову можно держать прямо, а развитые
колесные арки несколько затрудняют посадку. Водительское место вполне
удобно, вот только руль, неожиданно большой и тонкий в сечении, непривычен.
Наиболее же бросающийся в глаза недостаток интерьера – заметная упрощенность:
твердый, скользкий и не всегда хорошо подогнанный пластик в отделке,
нерегулируемые по высоте ремни безопасности, "жестяной" звук при захлопывании
дверей. Что поделаешь, такова оборотная сторона столь привлекательной
цены вседорожника…
...И ГРУЗА
Прежде чем попасть в багажный отсек
"Спортиджа", обратим внимание на расположенное на корме запасное колесо.
Оно защищено "секреткой", но откинуть влево кронштейн его крепления
может каждый. Ничего плохого в этом, вроде бы, нет – ну, откинул и ладно,
– но уж слишком беззащитно это выглядит, если иметь в виду сноровку
злоумышленников. У "родной" корейской машины замок на кронштейне работает
так же, как и на капоте: сначала открывается рычажком из салона, а потом
уже снаружи снимается со страховочного крючка.
Багажник "Спортиджа" кажется небольшим, однако благодаря почти правильной
прямоугольной форме и скромным по размерам колесным аркам продемонстрировал
вполне достойные 320 л при загрузке до линии окон. Впрочем, можно грузить
и выше, до задних подголовников – обзор все равно хуже не станет, да
и полки, прикрывающей сверху багажник, здесь нет. Задняя спинка выполнена
разрезной (50/50), а само сиденье – складывающимся, что позволяет увеличить
длину багажного отсека с 770 до 1240 мм. Более приспособлен для объемистых
грузов "Гранд Спортидж" – все 190 мм прироста длины приходятся именно
на багажник, минимальный объем которого достигает 483 л.
КОНКУРЕНТЫ "СПОРТИДЖА"
"Чистокровные" отечественные полноприводники
– "нивы" и УАЗы разных моделей и модификаций – дешевле вдвое-вчетверо.
Столь большой разрыв в цене и не меньший в потребительских качествах
не позволяет их считать серьезными соперниками. Таковым может стать
новый ВАЗ-2123, но его пока нет в открытой продаже, да и каково качество
изготовления – вопрос открытый. Из импортных вездеходов "Спортиджу"
очень близки по цене ($15 тыс.) миниатюрные и маломощные "Сузуки-Джимни"
и "Дайхатсу-Териос", но у первого отсутствует пятидверная модификация,
а у второго – пониженная передача в "раздатке" (ЗР, 2000, № 1). Для
кого-то альтернативой может стать заднеприводный "Шевроле-Блейзер" примерно
за те же деньги, но он, строго говоря, к вседорожникам не относится
и до сих пор так и остался нераспробованной вещью в себе.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
АВТОМОБИЛЕЙ
|
Модель |
"КИА-
Спортидж"
|
ВАЗ-2131
|
"Дайхатсу-
Териос"
|
Конструкция |
Рамная
|
Несущий кузов
|
Число мест |
5
|
5
|
5
|
Снаряженная масса, кг |
1440
|
1350
|
1040
|
Полная масса, кг |
1930
|
1850
|
1550
|
Максимальная скорость, км/ч |
172
|
140
|
145
|
Разгон 0-100 км/ч, с |
14,7
|
20,0
|
15,2
|
Радиус поворота, м |
5,6
|
6,3
|
4,7
|
Расход топлива шоссе
город, л/100 км |
9,4
15,4
|
10,3
12,3
|
7,3
11,1
|
Запас топлива, л |
60
|
65
|
46
|
Топливо |
АИ-92
|
АИ-92
|
АИ-92
|
Число цилиндров x клапанов |
4х16
|
4х8
|
4х16
|
Рабочий объем двигателя, смз |
1998
|
1774
|
1296
|
Система питания |
Распределен-
ный впрыск
|
Карбюратор
|
Распределен-
ный впрыск
|
Мощность, кВт/л.с.
при об/мин |
94/128
5400
|
60/82
5400
|
61/83
6100
|
Крутящий момент, Н·м
при об/мин |
175
4700
|
134
3000
|
105
5100
|
Трансмиссия |
Полноприводная с пониженным рядом, передний
мост подключается принудительно без дифференциала
|
Постоянный полный привод с пониженным рядом,
межосевая блокировка включается принудительно
|
Длина/Ширина/Высота, мм |
4245/1760/1650
|
4240/1680/1640
|
3845/1555/1695
|
База, мм |
2650
|
2700
|
2420
|
Колея, мм |
1440/1440
|
1430/1400
|
1315/1310
|
Дорожный просвет, мм |
210
|
220
|
185
|
Объем багажника, л |
373/640/1570
|
380/710
|
210/540
|
Стоимость в России, $ |
14 700
|
5800 (162 400р)
|
15 600
|
|
"КИА-Спортидж" – настоящий, без
натяжек, вседорожник под чуть игрушечной внешностью и притом по весьма
умеренной, если не сказать демпинговой, цене. А ведь со временем в Калининграде
обещают наладить полноценное сборочное производство, что еще больше
понизит стоимость. Дай то Бог...
Редакция благодарит компанию "Вентус"
за предоставленный на тест автомобиль.
Юрий НЕЧЕТОВ
Фото Владимира Князева