Несмотря на поглощение фирмой Hyundai, марка Kia сохраняется
и, пожалуй, самой удачной ее моделью остается Sportage, который, особо
не постарев, прожил уже 7 лет. Производство Sportage, кроме Кореи, было
налажено в Германии, а затем еще и в России.
Наряду с Suzuki Vitara,
Kia Sportage стал одним из первооткрывателей в классе компактных "паркетных"
внедорожников. Причем если его пропорции не позволяют рассчитывать на
высокую проходимость, то конструкция во многом схожа с традиционными внедорожниками:
рамный кузов, продольное расположение силового агрегата с постоянным приводом
на задние колеса и бездифференциально подключаемый - на передние, раздаточная
коробка с демультипликатором, передняя подвеска независимая двухрычажная,
задняя - зависимая со штанговым направляющим аппаратом. В настоящее время
"Автотор" (российский производитель) собирает Sportage только с бензиновым
мотором (16 клапанов, 128 л.с.). А еще на Sportage могут быть установлены
и лругие двигатели: бензиновый (95 л.с.) и турбодизель (83 л.с.). Коробка
передач - 5-ступенчатая механическая или 4-диапазонный автомат. Кроме
модификации с 5-дверным кузовом, в Корее автомобиль выпускается и в 3-дверном
исполнении с укороченной базой.
Несмотря
на то что Sportage хорошо известен на нашем рынке, мы решили провести
его испытания. Он только что пережил легкую модернизацию и в настоящее
время является одним из самых выгодных предложений среди внедорожников
иностранных марок. Kia Sportage - удачный пример того, как скромная внешность
может быть выразительной и малостареющей. Одним словом, наиболее точным
определением для дизайна этого автомобиля является гармоничность. Для
теста нам достался 5-дверный вариант со 128-сильным мотором и механической
коробкой передач. Вместе с кондиционером, АБС, литыми дисками, иммобилайзером
и электропакетом он стоит 17800 у.е.
Удобство водителя и вместимость
4,0
Удобно устроившись в водительском кресле, сразу отмечаешь развитую
боковую поддержку и хорошие фрикционные свойства велюровой обивки.
Положение руля по высоте
можно менять, используя регулировку наклона колонки. Сам руль при большом
диаметре имеет относительно тонкий обод, и это позволяет хорошо обозревать
приборную панель. Большинство кнопок и переключателей хорошо видны и досягаемы,
из них трудно угадываются на ощупь только клавиши противотуманок и заднего
стеклоочистителя. Из мелких неудобств можно отметить неожиданно "выезжающую"
вперед крышку центрального вещевого бокса, которая становится помехой
при переключении передач. Причина - случайное задевание кнопки во время
пристегивания ремня безопасности.
По педалям все хорошо кроме
одной шероховатости - великоват перепад между площадкой под левую ногу
и педалью сцепления.
Передняя обзорность хорошая,
а то, что загораживают задние стойки, неплохо видно через наружные зеркала.
Правда, парковку в тесном месте немного затрудняют сильно выступающий
передний бампер, ухудшающий ощущение габаритов, и высокая "корма" с запасным
колесом.
Учитывая
размерность опробованного Sportage, его вместимость можно оценить как
хорошую. Длинная колесная база обеспечивает неплохую длину пассажирского
салона и приемлемое расстояние перед коленями задних пассажиров. Однако
при складывании заднего ряда сидений водителю среднестатистического телосложения
придется немного сдвинуть вперед свое кресло, несколько ухудшая при этом
удобство управления, но такая планировка салона требуется редко. Приличная
высота автомобиля в сочетании с низким полом (несмотря на рамную конструкцию!)
делают посадку удобной и в вертикальном измерении. А вот размещение троих
пассажиров на заднем сиденье просторным не назовешь, однако большего от
сравнительно узкого автомобиля ожидать трудно.
Доступ в багажник перекрывает
запаска, закрепленная на внешнем откидном кронштейне. Теперь после пристегивания
кронштейна на место уже не требуется вывинчивать распорную пяту - вместо
нее стоит подпружиненная опора. По сравнению со старым исполнением Sportage
манипуляции с запасным колесом стали удобнее.
Динамика 4,5
У двигателя весьма неплохая
характеристика. Диапазон уверенной тяги - примерно с 1300 об/мин до самых
верхов. И при этом даже низа неплохие, позволяющие двигаться по трудным
участкам внатяг. Бодрый разгон вполне достоин двухлитрового 16-клапанного
бензинового мотора при снаряженной массе автомобиля 1510 кг. Экономичностью,
правда, бензиновый Sportage не блещет, но это не главный приоритет для
покупателей джипов.
Эластичность мотора позволяет двигаться по заснеженному холмистому
шоссе в режиме 4х4 почти все время на высшей передаче. Но так можно просто
ехать, а когда нужно обогнать или захочется перейти на активный стиль
- в ход идут четвертая и третья передачи. Причем силовой агрегат настолько
нетребователен к точности подбора ступени КП, что позволяет затягивать
переключение вниз на любой передаче, не мучая при этом двигатель.
По удобству управления тягой
почти все хорошо - и избирательность, и четкость ходов рычага КП, и достаточно
информативная педаль сцепления. Иногда, например при медленном движении
по лепесткам развязок, двигатель на низких оборотах чересчур активно реагирует
на аккуратные действия акселератором, тем самым выдавая свой темперамент.
Зато на средних и высоких оборотах отзывчивость мотора и на добавление,
и на сброс газа положительно влияет не только на расторопность разгона,
но и на управляемость автомобиля. Неожиданный сюрприз может преподнести
близкое расположение рычагов раздатки (в положении 4Н) и стояночного тормоза.
Если вы, к примеру, остановились в полноприводном варианте и решили воспользоваться
"ручником", то при этом легко можете задеть рычаг раздатки и невольно
вывести его из положения 4Н, отключив передние колеса. После трогания
автомобиль окажется в заднеприводном варианте. К этому можно приноровиться,
кроме того, о режиме работы трансмиссии говорит пиктограмма на приборной
панели, которую хорошо видно.
Тормоза понравились хорошим
следящим действием системы, то есть когда по усилию на педали как бы чувствуешь
развитие замедления.
В экстемальных положениях
помогает АБС, вмешиваясь в процесс пусть не слишком тактично, но главное
- вовремя.
Управляемость 4,0
В обычной езде по сухому
асфальту Sportage относительно стабилен. "Относительно", потому что рулевому
управлению недостает точности и "ощущения дороги". Поэтому на скоростной
прямой приходится корректировать траекторию чаще, чем хотелось бы, а во
время движения по дугам реактивное действие появляется только на приличных
углах поворота руля, к тому же крены великоваты. Причиной этому рулевой
механизм типа "винт - шариковая гайка", более применимый для настоящик
внедорожников. Реечный механизм такому условно внедорожному автомобилю
подошел бы лучше.
Прохождение скользких поворотов в заднеприводном варианте требует
повышенного внимания, так как при приближении к скоростному порогу, когда
шины начинают проскальзывать (хотя для шин KUMHO Radial 798 205/70R15
M+S этот предел довольно высок), занос и курсовые колебания весьма вероятны.
А управляемому заносу в варианте 4x2 Sportage поддается с трудом.
Другое дело полный привод.
На обновленном Sportage переход из 4х2 в 4х4 и обратно можно выполнять
на ходу при скоростях до 80 км/ч, что гораздо удобнее старых версий, где
для выключения переднего привода инструкция требовала не только остановиться,
а еще и подать машину немного назад для размыкания ступичных муфт.
Выезжая на скользкое шоссе,
покрытое подтаявшей снежной кашей, подключаешь передний привод и сразу
чувствуешь прилив уверенности. Несмотря на то что реактивного действия
на руле, как и стабильности, немного не хватает, автомобиль ведет себя
предсказуемо. При слишком быстром движении по дуге Sportage начинает плавно
уходить на внешний радиус, и вернуть его на нужную траекторию несложно.
Благодаря неплохим сцепным свойствам и самоочистке протектора от снега
автомобиль может ехать почти в раллийном стиле. При определенной сноровке
в рулении и игрой газом можно в начале поворота спровоцировать легкий
занос, перевести его в управляемый дрейф и так пройти всю дугу. Иногда
даже, бросив взгляд на спидометр, сомневаешься, а не слишком ли он завышает?
Если попадаются крупные
выбоины, к пугающей потере устойчивости это не приводит. Задняя подвеска,
несмотря на цельную балку моста, обрабатывает неровности так, что "приплясывание"
кормы минимально.
В общем, управляемость данного
Sportage радует улучшением поведения по сравнению с прежними версиями
и тянет на хорошую оценку.
Проходимость 4,0
На первый взгляд Sportage
кажется явно "паркетным" джипом из-за своих почти что легковых пропорций.
Да, геометрическая проходимость не ахти какая. Однако, посмотрев снизу,
видишь раму, скрывающую среди своих элементов агрегаты и топливный бак.
Почти все это закрыто снизу пластмассовыми и стальными щитами, так что
днище получилось практически гладким. Выступают только редуктор заднего
моста и рычаги передней подвески.
Выехав на заснеженный внедорожный полигончик, Sportage как-то
легко стал преодолевать препятствия одно за другим, даже не требуя включения
нижнего ряда раздатки. Да, где-то слегка заденет рамой вершину круто переламывающегося
бугра, где-то вывесит колесо, а кое-где и прожмет переднюю подвеску до
буферов сжатия - все это не очень страшно. Удивительно, что он все это
так легко проходит. А почти тракторное взбирание на местами заледеневшие
подъемы приводит просто в восторг. В этом, конечно, немалая заслуга шин,
но и бензиновый двигатель тоже выступил молодцом. Задний самоблокирующийся
дифференциал мог бы сделать проходимость еще лучшей, но его на машины,
собираемые в России, не устанавливают.
Достойным препятствием для
Sportage стал слегка подтаявший целинный снег. Автомобиль идет хорошо,
пока не всплывает на защите, беспомощно крутя вывешенными колесами. При
откатах назад слегка отвисающий край пластмассового щита, прикрывающего
снизу раздатку, нагребает на себя снег и может в результате оторваться.
Как только остановился и неосторожно буксанул колесами, вырыв лунки, тут
же наверняка сядешь на раму и тогда придется вести длительные раскопки,
поддомкрачивать машину, подкладывая что-либо под колеса. Если понадобится
вытаскивание или буксировка - есть легкодоступные буксирные проушины.
Таким образом, проходимость
по рыхлому снегу и слабым грунтам сильно ограничивает только небольшой
дорожный просвет под рамой. Но Sportage в стандартной комплектации по
своей идеологии не предназначен для покорения "больших снегов" и "великой
грязи".
Сделать клиренс внушительнее
можно, поставив колеса большего диаметра, что положительно сказалось бы
и на проходимости в целом за счет увеличения углов въезда, съезда и рампы.
Кроме этого, преодоление ям, канав и вертикальных препятствий проходило
бы легче. Запас по колесным аркам позволит использовать шины размером
до 215/80 R15, правда, это, естественно, не очень хорошо скажется на динамических
характеристиках и управляемости автомобиля. Поэтому нужно прости решить
для себя, что важнее - проходимость или динамика, не забывая при этом
про активную безопасность.
Комфорт 3,5
Если
передней подвеске Sportage на сильно неровных грунтовках энергоемкости
слегка не хватает при откровенно быстрой езде, то на испещренных весенними
выбоинами асфальтовых дорогах - вполне достаточно. Однако при довольно
активном вождении по таким дорогам задняя подвеска дает достаточно резкий
ход отбоя. Уверенное восприятие российских ям оборачивается излишне явной
передачей на кузов мелких неровностей дорожного покрытия. По европейским
меркам это существенный недостаток плоаности хода, но для привычных к
особенностям местных дорог российских водителей такой уровень комфорта
нормален.
Двигатель шумен на оборотах
выше средних, трансмиссию тоже слышно, но это простительно Sportage, учитывая
его темперамент и тяговую характеристику.
По отоплению и вентиляции
салона - только положительные впечатления.
Скорость прогрева хорошая,
при этом есть отдельный подвод теплого воздуха к ногам задних пассажиров.
Очень понравилось то, что определенным положением рычажков и кнопок можно
добиться подачи тепла в ноги, а прохлады - в лицо. А на случай жары имеется
кондиционер.
Итоговая оценка 4,5
Kia Sportage, как говорится,
не без греха, но все его недостатки имеют оборотную сторону медали. Да,
управляемость на сухом асфальте далека от идеала (особенно в сравнении
с Toyota RAV4) из-за больших кренов кузова, неточного рулевого управления
с невнятным реактивным действием. Зато на том же асфальте, покрытом снежной
кашей, в режиме 4х4 автомобиль ведет себя очень уверенно и не мешает весьма
активной манере управления. Да, подвеска неважно справляется с мелкими
неровностями на средних и высоких скоростях движения. Зато эта жесткость
вкупе с большими ходами подвески позволяет легко проглатывать крупные
дефекты дорожного покрытия. Да, попытка выкрутить мотор при разгоне свыше
3000 - 3500 об/мин сопровождается малоприятным ревом. Зато динамика разгона
впечатляет, особенно для двухлитрового автомобиля весом в 1,5 т. Очевидными
достоинствами являются лаконичная малостареющая внешность, неплохая для
"паркетного" внедорожника проходимость, вместительный и достаточно качественно
оформленный интерьер. И, наконец, розничная цена Kia Sportage на 7-12
тысяч долларов меньше, чем у прямых аналогов.
На
российском рынке новых иностранных автомобилей самым популярным, хотя
и наиболее дорогим аналогом является Honda CR-V. Ее основные достоинства
- вместительность, бесшумность, динамика разгона. И по конструкции (постоянный
передний привод, автоматически подключаемый задний, отсутствие демультипликатора),
и по потребительским свойствам Honda ближе к обычным легковым автомобилям.
Suzuki Grand Vitara, напротив,
близка к Sportage по компоновке и конструкции (рамный кузов, неразрезной
задний мост, принудительно подключаемый привод передних колес, демультипликатор).
Основное отличие - менее шумный двигатель.
Toyota RAV4 мы не включили
в сравнительную таблицу только потому, что в Европе старая модель уже
заменена на новую, которая вскоре появится и у нас. Если из-за этого вам
по сниженной цене достанется модель старого образца, то рекомендуем не
отказываться от автомобиля, обладающего великолепным сочетанием спортивной
управляемости и динамики разгона с практичностью "паркетного" внедорожника.
Английскому Land Rover Freelander
ощутимо не хватает рабочего объема и крутящего момента двигателя. В остальном
- это современный представитель своего класса с весьма характерным дизайном.
Для того, кто уважает американские
традиции, рекомендуем Jeep Cherokee с 2,5-литровым 4-циллиндровым мотором.
Этот автомобиль и по габаритам, и по стоимости вполне вписывается в рамки
группы перечисленных конкурентов.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- цена
- динамика
- лаконичная внешность
- энергоемкость подвески
- неплохая проходимость
НЕДОСТАТКИ
- шумность двигателя
- недостаточное "ощущение
дороги" на руле
Автомобиль для теста
был предоставлен ЗАО "Автотор": тел. 925-8787