|
Как
и когда использовать нижний ряд |
Бывают
случаи, когда даже на первой передаче силы тяги не хватает и/или необходим
повышенный контроль автомобиля на малой скорости. Ситуация с нехваткой
силы тяги может возникнуть при крутом подъеме. Как правило, современные
автомобили повышенной проходимости способны преодолеть подъемы с уклонами
в 35 и более градусов. Sportage имеет угол въезда и
угол съезда приблизительно равные 38 градусам (см. «Геометрические параметры
проходимости»). Так же большая сила тяги необходима при движении в вязких
и сыпучих грунтах, въезде на крутой холм, преодолении канав, оттаскивании
упавшего дерева с дороги, при начале движения с тяжелым прицепом.
Четкий
контроль движения машины на малой скорости необходим при спуске с крутых
уклонов, преодолении валунов и бревен. Возможность повышения управляемости
и контроля над автомобилем позволит предотвратить поломку машины и обеспечивает
дополнительные аспекты безопасности для водителя.
Дополнительную
мощность и управляемость обеспечивает нижний ряд передач, который обеспечивается
раздаточной коробкой передач. Большинство современных внедорожников имеют
два ряда передач (верхний и нижний), что в сумме составляет двойной ряд
передач. Sportage
так же не обделен этим устройством и имеет 12 передач с МТ, и 10 передач
с АТ.
Раздаточная коробка передач, по сути, представляет
из себя вторую коробку передач, установленную последовательно за основной.
Она содержит демультипликатор, который обеспечивает возможность использования
дополнительного ряда передач с коэффициентом преобразования крутящего
момента 1:1,981.
Верхний
ряд (коэффициент преобразования 1:1) используется при движении в обычных
дорожных условиях. Нижний ряд (коэффициент преобразования 1:1,981) используется
при очень сложных дорожных условиях, упомянутых выше.
Sportage имеет следующие передаточные
числа:
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Задняя
|
МТ 4H
|
3,717
|
1,995
|
1,363
|
1,000
|
0,804
|
3,445
|
МТ 4L
|
7,363
|
3,952
|
2,700
|
1,981
|
1,592724
|
6,825
|
АТ 4H
|
2,826
|
1,493
|
1,000
|
0,730
|
-
|
2,703
|
АТ 4L
|
5,598
|
2,958
|
1,981
|
1,446
|
-
|
5,355
|
Механизм работы раздаточной коробки
передач предотвращает ее от неправильного использования и возможного
выхода из строя. Включить нижний ряд передач можно только после подключения
полного привода (т.е. после режима 4Н). Такая схема включения гарантирует
использование нижнего ряда передач только совместно с полным приводом.
Например, на УАЗе включение полного привода, и переход на нижний ряд
передач осуществляется двумя разными рычагами.
Для
включения нижнего ряда передач необходимо полностью остановить автомобиль
и выжать педаль сцепления. На АКПП соответственно надо установить селектор
выбора режимов в положение N.
Подключение нижнего ряда осуществляется рычагом раздаточной коробки
передач и соответствует положению «4L».
Рычаг раздаточной коробки нужно потянуть вниз на себя для перехода в
режим полного привода 4H.
Далее перевести рычаг в крайнее правое положение и до упора вверх, минуя
нейтральное положение раздаточной коробки передач. Если не довести рычаг
до упора вверх, то раздаточная коробка останется в нейтральном положении.
Оба моста будут отключены от трансмиссии, и машина будет стоять на месте.
Дальнейшее
использование нижнего ряда осуществляется рычагом КПП точно так же, как
при обычной эксплуатации.
Огромные
возможности первой нижней передачи в плане мощности зачастую слишком велики,
что может легко привести к пробуксовке на поверхности с низким коэффициентом
сцепления. Передаваемая сила тяги при использовании первой нижней передачи
в большинстве случаев превосходит силу сцепления шин с поверхностью. Эта
передача должна использоваться только в условиях хорошего сцепления шин
с поверхностью. Первая передача может быть использована с минимальной
подачей газа, а зачастую и без него.
Вторая
передача подходит для начала движения в большинстве случаев, когда поверхность
имеет низкий коэффициент сцепления. Она позволяет наиболее мягко передать
силу тяги на поверхность. Наиболее частое применение второй нижней это
крутые спуски и подъемы, а так же начало движения с тяжелым прицепом.
Третья,
четвертая и пятая передачи являются универсальными. Они могут быть очень
эффективно использованы при поездках по пересеченной местности, снежной
целине, по лесным просекам, тогда, когда необходима большая сила тяги,
и невозможно использование верхнего ряда.
Грамотное использование всей гаммы передач позволяет
подобрать наиболее подходящую передачу для конкретных дорожных условий.
И естественно необходимо подключать нижний ряд до преодоления препятствий,
а не после того как машина уже «сидит».
Таким образом,
нижний ряд передач предоставляет в распоряжение водителя более высокое
тяговое усилие, повышает контроль и управляемость машины и обеспечивает
безопасность автомобиля и водителя в сложных дорожных условиях.