[Модельный ряд, пресса]
 
[Ответы на часто задаваемые вопросы]
[Все о тюнинге Sportage]
[Конференция для всех]
 
[Встречи и планы клуба]
[Полный отсортированный фотоархив KIA Sportage]

 

Что такое муфта свободного хода

Sportage относится к классу внедорожников с подключаемым полным приводом (part-time 4wd).

В машинах этого класса отсутствует межосевой дифференциал. Крутящий момент с коробки передач передается (в соотношении 50/50) на передний мост, только после жесткого зацепления карданных валов между собой. Далее момент переходит через передний карданный вал на передний межколесный дифференциал (открытый.) Дифференциал распределяет крутящий момент на ШРУСы, которые вращают ступицу колеса. Для того чтобы колеса вращались вместе с ШРУСами в ступицу переднего моста устанавливают муфты свободного хода (хабы). Хабы осуществляют жесткую механическую блокировку колес с ШРУСами.

На Sportage устанавливаются хабы трех типов (реально пока еще больше никто не придумал):

  • Ручные
  • Автоматические
  • Вакуумные (подраздел автоматических)

Ручными хабами комплектовались некоторые машины пригнанные из Кореи. Большинство же машин комплектовались автоматическими. Начиная с 1998г., когда в производство запустили Sportage II, их изначально начали комплектовать вакуумными хабами. Стоит отметить, что все хабы на Sportage, разрабатывались известной американской фирмой Warn. Определить их можно по внешнему виду. На ручных в корпусе стоит переключатель режимов с надписями LOCK - FREE. На автоматических иногда нанесена надпись "Automatic HUB".

Рассмотрим каждый тип в отдельности.

Ручные хабы самые простые и надежные из-за простоты своей конструкции. Блокировка ступицы происходит путем жесткого зацепления шестерни ступицы и колеса. В отличие от всех остальных хабов ручные обеспечивают 100% блокировку. С ручными хабами у вас будет гарантия, что в грязи, при раскачке машины не отключится передний мост. В продаже бывают ручные хабы корейского производства (KIA) и американского (WARN). По принципу действия и структуре они одинаковые. Но оригинальные собраны в Кореи из американских комплектующих, а другие в США. Естественно, что Warn-овские хабы несколько дороже чем их корейский аналог. В настоящее время собранно очень мало статистики по ручным хабам в целом, и практически невозможно четко определить, что фирменный WARN хаб лучше, такой же или хуже, чем родной KIA. Ручные хабы очень тяжело найти в продаже. Если WARN еще можно заказать через диллера ("Клуб 4х4"), то корейские в Россию практически не попадают. К тому же KIA сняла их с производства. Большим минусом ручных хабов является то, что при подключении переднего моста, необходимо выйти из машины, и вручную на передних колесах поставить хабы в положение "LOCK", и только после этого подключать полный привод. Когда необходимость в полном приводе отпадает, то надо снова выйти из машины и установить хабы в положение "FREE".. Ручные хабы при длительном торможении имеют свойство сильно нагреваться. Выключать их в любом случае лучше в перчатках. Можно конечно ездить и с заблокированными хабами в режиме 2WD (более подробно это здесь.)

Автоматическим хабами комплектовались практически все машины пригнанные из Кореи, и большинство собранных на Автоторе. Принцип действия автоматических хабов заключается в том, что когда крутящий момент подается на передний карданный вал (подключили полный привод), шрусы начинают вращаться. Тут в работу вступают автоматические хабы, которые осуществляют блокировку. Для вывода из зацепления хабы и шрусы необходимо остановиться, выключить полный привод. Сдать назад 3-5м. для того, чтобы окончательно вывести из зацепления ступицу и хаб. В противном случае отключится передний карданный вал от заднего. Полного привода не будет, но весь передний мост будет вращаться в холостую. На первый взгляд вроде все замечательно даже из машины выходить не надо. Но к сожалению минусов гораздо больше чем плюсов:

  • В хабе при езде на заднем приводе друг об друга стачиваются силуминовое кольцо-трёхшиповик и пластиковая обойма механизма зацепления муфты , и в самый ответственный момент, когда необходим полный привод, его не будет потому, что кольцу хаба не будет хватать хода для обеспечения зацепления ШРУС-ХАБ-КОЛЕСО.
  • Есть самодельные варианты. Естественный износ сошлифовывается. Из бронзы (можно использовать латунь) вытачивается кольцо. Таким образом восстановливается высота кольца, и трущаюся пара дополняется бронзовым подшипником скольжения (см. рис.). Так же необходимо прошлифовать верхнюю поверхность пластиковой обоймы и поверх нее вставить другое бронзовое кольцо. В результате восстанавливаются изношенные детали, а также вносятся изменя в неудачную конструкцию подшипника скольжения (вместо неудачной пары трения "силлумин-пластик" получаем пару "бронза-бронза"). Но это просто удлиняет на долгое время процесс стирания. Может быть, правда эта система будет более долговечна, чем сама машина, но эксплуатация покажет.
  • Автоматические хабы не обеспечивают 100% блокировку. При неудачной попытке вьехать в горку, с последующим скатыванием назад на нейтрале, автоматические хабы будут 100% отключены. Таким образом, в некоторых случаях они могут выключиться, и полного привода не будет до тех пор пока машина не проедет вперед или назад до зацепления хаба с ШРУСом. Если это произойдет в размокшей глине, то вы можете крепко засесть и вполне возможно, что у Вас не будет этих 1-2 метров, необходимых для зацепления хабов.

Вакуумные хабы "верх совершенства". Ситуация с ними напоминает фразу г-на Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". К сожалению, инженеры WARN либо были сильно пьяны в тот момент, когда создавали вакуумные хабы для KIA, либо очень уж устали от разработок для Сузуки, либо корейский производитель пошел по пути удешевления конструкции. Механизм работы вакуумных хабов на самом деле является передовым. Когда водитель подключает полный привод, подается электронный сигнал на ваккумный насос, который берет разряжение из входного коллектора, и по системе трубок отсасывает воздух из хаба, что приводит к его приближению к ступице и соответственно блокировке. При отключении происходит обратный процесс - подается воздух и хабы отсоединяются от ступиц, и машина переходит в заднеприводный режим. Соответственно все делается автоматически и не надо сдавать назад после отключения полного привода. Но как уже говорилось выше исполнение "подкачало" (и в прямом и переносном смысле). Вся система вакуумных хабов сделана из трубок и сальников низкого качества, что приводит к том, что они быстро изнашиваются и начинают подкачивать воздух, воду, грязь и т.д. Результат сказывается незамедлительно - хабы перестают сначала полностью блокировать, а затем вообще разрежения не будет хватать, даже на то, чтобы сдвинуть их с места. Производители (KIA и Warn) уже неоднократно выпускали различные усовершенствования (патчи), но кардинально эту проблему до сих пор так и не решили.

В результате можно сделать следующие выводы:

  • Если Вам постоянно нужен полный привод, и очень много времени вы проводите на бездорожье, то лучше установить ручные хабы
  • Если большую часть времени вы проводите в городе, то для вас достаточно автоматических хабов, которых ориентировочно хватает на 40-60 тыс. км. Просто их надо иногда проверять, и при критическом износе заменять на новые.
  • Вакуумные хабы устанавливаются на все новые машины. Менять их не целесообразно до тех пор, пока они не выйдут из строя. Дальше просто можно пойти по методу постоянной замены по гарантии, либо по одному из верхних путей. Большинству дилеров в Москве ЗАО "Автотор" разрешил вместо вакуумных хабов устанавливать автоматические.

Вид хаба

Цена в USD за пару

Ручные хабы (KIA)

240

Ручные хабы (WARN)

290

Автоматические

250

Вакуумные

350

 

   
Hosted by uCoz